Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Философия - мировоззренческое знание

30-10-2023

В процессе исторического развития в философии сформировался ряд ее проблем. Это прежде всего проблема бытия, т.е. того, что можно высказать любые вещи, явления, систему отношения, процессы только потому, что они действительно существуют, имеющиеся в мире. Соответственно, возникла и такая отрасль философской мысли, как онтология (учение о бытии вообще, о сущем). Так же есть разные типы бытия - природа, человек, общество, то соответственно выделяют философию природы (раньше ее называли натурфилософией), философию человека (философскую антропологию), философию общества (философскую социологию).

Предметом философского анализа стали и различные виды, аспекты отношения человека к действительности: практический, познавательный, ценностный, в частности эстетический, морально-этический. Соответствующими философскими разделами являются праксеология (от греч. Praxis - дело, действие), гносеология (gnosis - знание), аксиология (axios - ценный, достойный), а также эстетика (учение о прекрасном в жизни и искусстве, о творчестве по законам красоты) , этика (учение о нравственности).

Все перечисленные проблемы группируются вокруг центральной, узловой мировоззренческой проблемы - "человек и мир". В этой формуле очевидное определенное противостояние: человек - это нечто, отличающееся от внешнего мира, который его окружает и к которому она принадлежит. В чем отличие человека, ее существенная специфика? Прежде всего в том, что ей присущее сознание, что она наделена способностью к самоопределению, активной, целенаправленной деятельности. Она является не просто вещью среди вещей или существом среди существ (животных), а субъектом практической деятельности, познания, эстетического освоения действительности, нравственного отношения прежде всего к себе подобных. Во всем этом проявляется духовность человека.

На уровне философского мышления проблема "человек и мир" предстает как вопрос об отношении сознания к бытию, духа к материи. В марксистской философской традиции этот вопрос рассматривается прежде всего в онтолого-гносеологическом плане: что первично и что вторичным, производным? Может ли человек познать мир? (Подробно об этом см.. В подразделе. 1.3).

Но этим вопросом проблема "человек и мир" не исчерпывается, а альтернативная (антиномия) "материализм - идеализм" не имеет такого абсолютного характера, ей иногда приписывают. В общемировоззренческом и смисложиттевимы плане не меньшее значение, чем онтолого-гносеологическая, имеет аксиологическая проблема - проблема ценности, смысла самого человека и всего, что для него значимым. И здесь хранятся противоположности между теми нормами мировоззрения, которые признают абсолютную ценность человека (и отдельного человека), и теми, которые такой ценности не признают или считают ее лишь относительной. В отличие от других антиномии, между этими противоположными позициями компромисс невозможен, их примирение исключается. Человечность и бесчеловечность, гуманизм и антигуманизм, нравственность и аморальность, в общем смысле - добро и зло, здесь необходим однозначный выбор, принцип диалогизма и толерантности становится неприменимым.

Вопрос возникновения философии связано со становлением мировоззрения, его развитием и степенями зрелости. Известно, что еще в древности человек начал осмысливать свои действия относительно природы и других людей, видела различие между миром существующим и желательным. Люди не хотели голодать, умирать, потому и действовали, чтобы выжить. Производили программы таких действий, которые бы способствовали их выживанию, приближению существующего мира к желаемому. Но не все из этих действий были эффективными, не все вели к успеху.


Другие статьи по теме:
 Философия - мировоззренческое знание
 «Философия сердца» Григория Сковороды
 Знак сингулярность
 Рациональные основания морали: сократовский жест
 Сущность, особенности и структура сознания

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования