Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Космонавт - человек или машина?

18-11-2023

Еще не так давно считали, что опасно не столько ускорение, сколько скорость перемещения. В XIX в., например, когда начали строить первые железные дороги в Англии, инженеры и врачи серьезно опасались, что пассажиры не смогут безболезненно перенести «сумасшедшую» скорость поезда — 30 км/час. Позже выяснилось, что скорость перемещения сама по себе не страшна. Лишь изменения скорости — ускорения порождают инерционные силы, оказывающие болезненное, а иногда и опасное действие на организм. И если ускорения на участке выведения беспилотной ракеты могут достигать десятков g (g = 9,8 м/сек2 — ускорение падающего на Землю тела), то ускорение пилотируемого аппарата обычно не превышает 10g. При ускорении 10g 70-килограммовый космонавт как бы «весит» около 700 /сг. Если такую нагрузку и может выдержать силовой каркас человека—скелет, то системы дыхания и кровообращения отказываются работать.

По окончании активного участка полета вместе с исчезновением ускорений исчезают и инерционные силы, а вес космонавта уравновешивается центробежной силой, возникающей в связи с кривизной орбиты. В результате наступает состояние динамической невесомости, характерное для орбитального полета.

Еще до первого полета человека в космос ученые предполагали, что космонавт сможет не только удовлетворительно перенести невесомость, но и работать в этом состоянии. Полет Ю. А. Гагарина полностью подтвердил эти предположения. В настоящее время уже ясно, что большинство людей переносит состояние невесомости удовлетворительно. Лишь у некоторых появляется головокружение и неприятное ощущение падения. Продолжительная же невесомость может привести к общему расстройству организма. Поэтому в проектах больших орбитальных станций, рассчитанных на длительное пребывание экипажа в космосе, предполагается обязательное создание искусственной тяжести.

Высота полета пилотируемых космических кораблей пока еще не превышает 1500 км над уровнем моря. Это и понятно: уже на высоте 800—1000 км начинается радиационный пояс, губительное излучение которого отрицательно действует на организм человека.

Во время орбитального полета космического корабля не исключено также и столкновение с крупной метеорной частицей, которая может пробить кабину, нарушив тем самым ее герметичность. И хотя вероятность такого столкновения мала (например, частицы массой 1 г встречаются в околоземном космосе очень редко — в среднем один метеор на объем, равный объему куба с ребром 1000 км), однако нельзя пренебрегать и этой опасностью. Конструкторы снабдили наших космонавтов скафандрами, которые обеспечат их безопасность даже в том случае, если кабину корабля пробьет метеор.

Что же представляет собой космический дом человека? Как его конструкторам удалось решить проблемы, возникшие в связи с присутствием человека на борту?


Другие статьи по теме:
 Спутники - ретрансляторы
 Сегодня и завтра
 Три направления развития космонавтики
 Земля, космос и... разведка
 Ракета против ракеты

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования