Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Место психологии в системе наук

09-11-2023

Философская сущность определяемого таким образом «понимания» заключается в том, что оно как познание «душевных комплексов» всегда имманентно, в противоположность познанию природы, которое всегда трансцендентно . Поэтому только оно и есть истинное познание, познание «изнутри», а не «извне», как в естественных науках. Последние должны, собственно, удовлетворяться только «упорядочением». В область «понимания» относятся поэтому определение смысла, значения — «великих куль-турных идей» — религии, искусства, науки, права, экономики, языка, их взаимоотношений, их «структурного единства». Уже как производные от этих основных структур и с известными степенями ограничения понимаются предметы культуры — понимаются постольку, поскольку в них воплощена та или иная «идея»; душевные состояния и мотивы действий людей также познаются путем «понимания».

Большое распространение получили в буржуазной философии, социологии и психологии работы ученика Дильтея — Эдуарда Шпрангера, поставившего в особую заслугу своему учителю «освобождение психологии от тирании естественнонаучного мышления».

В концепции Э. Шпрангера, по существу, развивается тот же тезис. В акте понимания, утверждает Шпрангер, «мы познаем, с учетом объективных данных, внутренний смысл бытия и деятельности, переживаний или отношений человека или группы людей к окружающему или же смысл объективации идеи».

Не соглашаясь с точкой зрения Дильтея о том, что понимание есть «вчувствование» в объект познания, Шпрангер пишет, что познавательная ценность понимания заключается в категориальных формах, в смысловых связях, которые мышление вносит в наши ощущения. Посредством понимания ощущения систематизируются, а объект познания становится доступным пониманию. У Шпрангера есть интересное положение о том, что акт понимания обусловлен причинами, лежащими за пределами сознания индивида, но, говоря об этом, он имеет в виду только то, что при понимании собственное переживание субъекта включается в более широкий круг объективных духовных явлений культуры. «Собственно научное познание,— пишет он,— которое мы называем пониманием и которое не следует смешивать с душевным влечением или симпатией, не ограничивается схватыванием единичного, а есть познание духовных связей как носителей смысла в форме объективного познания. Мы понимаем только то, что имеет смысл. Тем самым понимание отличается от схва-тывания или объяснения, которое познает только внешнее, поверхностное...


Другие статьи по теме:
 Что подарить водителю
 А что скажут сослуживцы и особенно сослуживки?
 Искренность (мысли знакомой леди)
 Психологическое тестирование
 Поток воды

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования