Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Методические связи психологии

07-12-2023

Археологический материал, как возможный источник знания о психике человека отдельных эпох, можно разбить на две основные группы. Во-первых, это остатки костей че-репа древнего человека. По строению и объему черепа современная наука может сделать выводы о степени развития и головного мозга. Вторая группа имеет, пожалуй, еще большее значение для обоснованного суждения о психике древних людей. Это — главным образом орудия труда. «Такую же важность, как и строение останков костей имеет для изучения организма исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда» Помимо орудий труда, источником психологических знаний могут быть предметы быта и изобразительного творчества, в которых «в вещественной форме отразились: целенаправленная работа мысли, жизнь чувств, сравнительно высокий уровень потребностей, определенная направленность интересов, активность воли, умелая деятельность руки человека» . В последние годы, основываясь на развитии методики исследования ископаемых орудий, советский антрополог С. А. Семенов пришел к заключению о том, что «следы изнашивания дают возможность определить, какая работа производилась данным орудием, т. е. по какому материалу и как использовался изучаемый предмет. Следы обработки позволяют выяснить, какими орудиями и каким способом предмет сделан» .

В тех случаях, когда археологический материал дополняется анализом лингвистическим, его психологический вес значительно возрастает . Так, например, исследование культуры шумеров, построивших высокоразвитое государство еще за 3000 лет до нашей эры, позволило исследователям прийти к некоторым важным психологическим выводам. Специалист по истории шумеров С. Н. Крамер пишет: «Распространенный ныне метод классификации и обобщения явлений, которого придерживаются большинство со-временных историков, был, по-видимому, совершенно незнаком шумерским педагогам и мыслителям. Во всяком случае, в их трудах он не получил ясного и сознательного выражения.

Это относится не только к истории. Так, например, нам известно множество табличек с бесконечными перечнями грамматических форм, что говорит об использовании принципа грамматической классификации, но мы не знаем ни одной таблички с четкими грамматическими правилами или определениями. То же самое и в области математики. Най-дена масса табличек с примерами, задачами и решениями, но, ни одной — с обобщающими правилами, аксиомами или теоремами».


Другие статьи по теме:
 Контроль: факторы внутренние и внешние
 Психика как "Внутри-бытия". Человек - поступок - мир.
 Глаза женщины
 Бес в ребро или бегство от старости
 Причины появления конфликта

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования