Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Особенности формирования философской мысли в культуре Киевской Руси

24-10-2023

Анализ первого вопроса этой темы невозможно без обращения к летописным источникам, в частности знаменитой «Повести временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, через которую проходит идея единства русских земель, осуждается княжеская междоусобная борьба, обосновывается необходимость сплочения сил перед внешними врагами. Интересно отметить, что монах не только тщательно, с хронологической последовательностью описывает события, которые происходили из года в год, но и морализирует по поводу злосчастных событий, видя в них наказание божье за ​​грехи

Для философской традиции Киевской Руси характерна этическая направленность, отчетливо звучит в «Наставлении» выдающегося государственного деятеля и мыслителя князя Владимира Мономаха. Мономах дает своеобразную установку государь государства, суть которой заключается в том, что вместе с получением власти возрастает степень ответственности, моральный долг князя - всегда оставаться справедливым. Мерой справедливости является знание. Так, обладатель должен уметь все, иначе он станет зависимым от других. В произведении Мономаха отчетливо звучит принципиально новая мысль о светской роль государства, роль общегражданских дела, независимой от церкви. В руководстве Мономаха достаточно четко вырисовывается мысль об индивидуальной ответственности личности перед обществом и Богом, утверждается превосходство добра над злом. Руководство Мономаха значительной степени обращены к душе, морали человека, которая должна иметь страх Божий в сердце, помнить о тяжести греха, творить добро и справедливость.

Златоустом, который прославил себя красноречием, называли в Киевской Руси Кирилла Туровского (около 1130-1182 pp.), Епископа из Турова. Его проповеди, обращенные к человеку, характеризуются яркостью стиля и языка, символической и оригинальностью мысли. Его знаменитая притча о слепом и хромого раскрывает идею единства нравственно чистой души и здорового человеческого тела. Слепец и хромой - это аллегорическое толкование человеческих пороков души и тела, которые, объединяясь, создают зло. Но эта притча выходит за рамки морали и поведения личности, поскольку епископ княжества Туровского позорит политику, которая базируется на обмане и преступлении. Отсюда следует постоянная, как рефрен в поздней отечественной философской мысли, идея борьбы добра и зла, которые определяют смысл человеческой истории. Кирилл Туровский выступает не только как моралист, но и как хороший психолог, умеющий затронуть людей за живое, призывая обуздать человеческую гордыню, избавиться от пороков, обрести душевный покой.

12

Другие статьи по теме:
 Требования к качеству высшего образования в информационном обществе
 Софистика
 ЭСТЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ
 Совесть, честь и достоинство
 Диалектика и метафизика

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования