Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Психика как "Внутри-бытия". Человек - поступок - мир.

18-12-2018

Считая эту формулу серьезным ру-хом к правильному пониманию психического, следует заметить имеющийся в ней уклон к толкованию психического как чего-то только внутреннего, но как фор-мула переходного значения она займет в истории психологии одно из ведущих мест.

Рубинштейн подвергает острой критике механистический материализм, который предпочитает лишь внешним толчкам как движущей силе психической деятельности. В противоположность механицистам разного рода Рубинштейн пишет: "Согласно диалектико-материалистическим детерминизмом любое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий". Правда, идея взаимодействия может напоминать читателю известную теорию "взаимодействия", дуалистическую по своему характеру. Остается также не выясненным, как возможная это взаимодействие. Вместе с тем Рубинштейн устанавливает многомерные формы взаимодействия - начиная от раздражительности и заканчивая рефлек-торного деятельностью.

Принцип рефлекторной деятельности безусловно распространяется и на психическую деятельность. По Рубинштейном. это "означает, что психические явления вы-рыщут не в результате пассивной рецепции внешних воздействий, механически действуют, а в результате обусловленной этими влияниями отображающей деятельности мозга, которая служит для осуществления взаимодействия человека как субъекта с миром. Зависимость психических явлений от внешних воздействий опосередкови-ется отображающей деятельностью мозга ". Здесь Рубинштейн обобщает и продолжает физиологические концепции психического И.М.Сеченова и И.П.Павлова. При этом он сочетает их с теорией диалектико-материалистического отображения.

Разными способами Рубинштейн разрабатывает свою центральную мысль о том, что познание осуществляется благодаря преломлению воздействия объекта че-рез субъект, через его деятельность - познание и действие, неразрывно связаны друг с другом. Образ вещи следует понимать как результат взаимодействия субъекта с объектом. В связи с этим Рубинштейн подвергает критике "причинную теорию восприятия" Р.Декарта, которая объясняет внешние воздействия как причину чувственного образа. Философы и психологи агностического направления отсюда сделали вывод, что дело не может стать объектом, а только причиной. Это критика Декарта прокладывает путь к более радикальной постановки вопроса о психическом как микрокосмос в аспекте диалектического материализма.

Рубинштейн все время настаивает на необходимости преодоления дуализма об-раз и вещи и прежде всего - замкнутости психического во внутреннем мире сознания. Он подвергает также критике статическое отношение образа и вещи, показывает их диалектику, процесс взаимного перехода. Этим ученый отрицает любое вывода идеального за пределы материального мира, его обособление и дуалистическое противопоставление этому миру.


Другие статьи по теме:
 Интуиция, чтение мыслей, оккультизм и спиритизм
 Понятие малой общественной группы, ее структура и черты функционирования
 Понятие руководства и лидерства
 Человек начинает понимать, что он становится раздражительным
 Мужчина - пахарь

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования