Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Психика как "Внутри-бытия". Человек - поступок - мир.

18-12-2018

Философскую постановку вопроса об отношении сознания и материи были возвращены в сторону проблемы "человек и синт". Именно в этом Рубинштейн вошел в глубокое противоречие в рамках своей психологической системы. "Внутри-бытия" и постановка проблемы человека оказались лишь касательными понятиями. Содержание понятия "человек" не может быть исчерпан понятием "внутри-бытия", каким бы это последнее было психологически и философски знаменательным.

Этот несколько новый подход к толкованию проблемы психического Рубинштейн изложил в трактате "Человек и мир", которым, к сожалению, остался незавершенного-ным, однако основные идеи здесь представлены в достаточном объеме.

Ставя свою основную проблему - бытия и месте в нем человека, Рубинштейн показывает единство двух отношений: и бытия, человека и другого человека. За проблемой сознания и бытия он пытается видеть более широкую проблему - место человека в мире. Отвергая субъективно-идеалистическое толкование сознания, Рубинштейн признает исходным положе-нием отношения человека и бытия, а производным - бытия и сознания.

С самого начала Рубинштейн противопоставляет чувственное и рациональное. Чувственном предоставляется статус бытия, в то время как мышление имеет дело с сущностями, а не с существованием как таковым. "Исходный пункт открытия бытия, реаль-ного существования мира человеком - в ее чувственности, практике, а не в мышлении''. Если чувственное понимать как практическое, то их противопоставление мышлению не имеет логической основы. Только в узком смысле чувственное (связано с деятельностью органов чувств) может противопоставляться рациональном.

Практическая деятельность противопоставляется деятельности идеальной, куда входит и чувственное в узком смысле. Рубинштейн формулирует прерогативу чувственного, но в таком случае следовало четко отмежеваться от аналогичного термина в Кантова философии - апология чувственного. Ведь, согласно Кан-том, мышления, как и чувства, в равной степени оперирует с существованием, а не только из современности. Все учение о бытии Рубинштейн связывает с чувственностью. "Мышление раскрывает значение, смысл понятия бытия, но само бытие является исходным пунктом нашего чувственного бытия. Бытие как таковое, как сущностное - это исходное, первичное чувственно данное человеку".

Здесь Рубинштейн подходит к сердцевине своего учения - к раскрытию понятия "внутри-бытия". "" Человек, познающий располагается не перед бут-тям существующим, а, следовательно, не располагает его перед собой, превращая все бытие в предмете и в объективную наличие для созерцания, превращая все только в объект для субъекта , а находится "внутри-его". Рубинштейн употребляет здесь довольно неточные термины - "вне" и "внутри", которые могут быть использованы только как метафоры. Ведь слово "внутри" можно понимать как "'внутри", тогда другое бытие мало бы существовать вокруг. Внешность отношений этим преодолевается.


Другие статьи по теме:
 Человек начинает понимать, что он становится раздражительным
 Сопереживание
 Потеряешь – не плачь, имеешь – цени.
 Мужчины так же сложны, как женщины
 Место психологии в системе наук

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования