Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Психика как "Внутри-бытия". Человек - поступок - мир.

18-08-2023

Переходя к конкретным психологических проблем, Рубинштейн все же не оставляет онтологическую позицию. С этой точки зрения он объясняет сущность восприятия и мышления. "В восприятии и действия происходит непосредственное соприкосновение с" поверхностью "существующего. Поверхность идет по линии взаимодействия субъекта и объекта, за ней - бесконечный процесс взаимодействия в сфере существующего, объекта. На поверхности лишь выступает итог разного рода взаимодействий, который непосредственно дано восприятию и от которого отправляется мышления человека-. Переход от восприятия к мышлению есть переход от существующего к бытию сущности ".

Принять, за Рубинштейном. означает онтологуватися. включиться в процесс взаимодействия с существующей реальностью, стать причастным к ней. В связи с этим недостаток мышления заключается в том, что человек уходит от реальности в сферу идеального. Но разве мышление не приводит человека к более глубокому контакту с действительностью, и именно на онтологическом уровне?

Вообще к прерогативе чувственного перед мышлением Рубинштейн возвра-щается каждый при рассмотрении любых вопросов онтологии. Постановку вопро-ния в целом можно считать правильным, однако абсолютизация чувственности вносит определенный диссонанс в последовательность рассуждений. Выдвинув вопрос о происхождении дискретного, о его взаимные связи, Рубинштейн показывает характер причинности вообще и психологической прежде всего. Здесь он высказываются-ет принципиально правильные идеи о связи проблемы детерминизма с про-блем мотивации. "Детерминация через мотивацию - это детерминация через значимость явлений для человека". Причинная включенность психического в мире приводит к созданию и "мира", и "природы". Это объясняется тем, что бут-я выступает как "мир", если рассматривается система людей, вещей и явлений, соотнесенных с людьми. Рубинштейн далее определяет мир как совокупность вещей и людей, в которую входит то, что касается человека и к чему она имеет касается-нок в силу своей сущности, может быть для нее значимым, на что он себя направляет.

Такой "антропологизований" мир имеет смысл в том смысле и в той мере, которой он приближается к понятию "микромира" как человеческого среза "макромира". Все следует понимать через способ существования человека, то есть через человеческий срез как зеркало Вселенной. Определение природы и других способов существования, например мира, за Рубинштейном, можно понять только через человека. Соотношение природы и иного статуса бытия - предметного мира, создаваемого человеком с материал) · природы, может быть понят только через способ существования человека. Если Е.Голта американского неореалиста, срез осуществляется только на основе сознания, и она сама является таким срезом, то Рубинштейн добавляет существенную черту: "Поскольку для марксизма основным способом существования человека является его существование как сознательного и деятельного существа, как субъекта сознания и деятельности, отсюда из соотношения с человеческим способом существования и могут стать понятными термины "мир", "природа" как определенные "онтологические" понятия.


Другие статьи по теме:
 Власть страха
 Материальное благополучие
 Психология середины 60-х гг. XX в.
 Сочувствие
 РДР онлайн

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования