Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Сущность, особенности и структура сознания

27-10-2023

Сознание всегда является неким знанием. Знание - это отражение действительности, совокупность сведений о ней, форма духовного овладения действительностью, информация. Человек осознает, что она эти сведения, эту информацию, знания. Она относится к своим знаниям как к своему духовному достоянию, богатства. Она оперирует этими знаниями, распоряжается ими, целенаправленно использует их в своей деятельности. При этом человек отличает себя, свое "Я" не только от своих предметов и от своей деятельности, но и от своих знаний. Об этом свидетельствуют выражения: "я знаю", "мои знания".

Оперирование знаниями, выраженными и закрепленными в понятиях, - цеие мышления. Оно возникло в процессе практической деятельности как умственного действия целеполагания - постановки целей и планирования - определение путей и средств их достижения, соотнесения целей и средств. В этих умственных действиях с самого начала проявилась активная, творческая сущность сознания, ее деятельно-сний характер. Способность идеального предвидение желаемого результата своих действий в виде целей и построение мысленного плана этих действий - специфическая особенность человека как сознательной, а не инстинктивно действующей существа.

Мышление как обобщенное, опосредованное, целенаправленное познание, осуществляемое с помощью слов, языка, является своего рода стержнем сознания: без мышления не человеческого сознания. Мысля, человек познает действительность, объективный мир в его сущностных свойствах, связях, отношениях, и благодаря мышлению она творит новое - то, чего раньше не существовало.

На стадии формирования человека и его мышления непосредственно вплеталось в предметную деятельность: первобытный человек мыслил, поскольку она действовала, позже мышления отделилось от материально-предметной деятельности и стал главным деятельностью идеальной - оперирования знаниями, закрепленными в понятиях. Но мышление сохраняет отпечаток своего происхождения практической деятельности: оно по своей природе деятельностное и проблемное, ибо сущность и назначение мышления - решение разного рода и порядка проблем, которые встают перед человеком. Если бы не было проблем, не надо было бы и мыслить.

Именно в проблемном характере мышления кроется "секрет" сочетание в нем таких относительно противоположных моментов, как познание (а познание своей гносеологической сути является отражением действительности) и творчество. Эти два момента по-разному представлены на следующих уровнях мышления, традиционно называются в философии рассудок и разум. Рассудок - это оперирование "готовыми", данными понятиями соответствии с требованиями и правилами формальной логики, соблюдение которых должно обеспечивать определенность, непротиворечивость, точность, последовательность, доказательность мышления. Мышление на уровне рассудка имеет преимущественно стереотипный и воспроизводящий характер (то есть опирается на определенные заданные образцы). Оно подвергается программированию, алгоритмизации, т.е. может быть выражено определенной последовательностью точно определенных операций и, следовательно, смоделировано с помощью компьютерной техники.


Другие статьи по теме:
 Философские идеи Аврелия Августина
 «Философия сердца» Григория Сковороды
 Истоки культуры Постмодернизма
 Киево-Могилянская академия
 Привет моралистам!

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования