




Социальные
и гуманитарные науки
Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.
О сайте
Сущность, особенности и структура сознания |
16-08-2024 |
Этот уровень мышления является безусловно необходимым и в жизни, и в науке, но он недостаточен для творчества, поскольку именно стереотипность, тенденция к формализации придает ему черты ограниченности.
Высшим уровнем мышления есть разум - в специальном значении этого понятия, когда мы отличаем разум от рассудка. Разумное мышление - это не просто оперирование готовыми понятиями, но и изменение, развитие самих понятий, это умение осмыслить единство противоположностей и их взаимопереходы (а именно такое мышление называется диалектическим). Разумное мышление способно отходить от стереотипов, нарушать привычные стандарты, оно адогматичне (не признает застывших положений - догм), критическое - все подвергает сомнению, прежде чем принять за истину, оно имеет поисковый, эвристический (от греч. Eurisko - отыскиваю, открываю), т.е. ориентированный на открытие или создание нового характер.
Хотя мышление является "стержнем" сознания, все же в структуру последней входят такие формы психической деятельности, которые традиционно отличаются психологией, - чувство (поскольку они осознанные), воля.
Чувства, эмоции - это непосредственное отражение действительности в ее отношении к потребностям и интересам человека. Согласно характера этого отношения они бывают положительными или отрицательными ("приятные" или "неприятные" чувства), повышают или понижают жизненную энергию ("стенические" и "астенические" чувство). Влияние чувств, эмоций, страстей на мышление, познание, деятельность - несомненен. Человек должен управлять своими эмоциями, прояснять их светом своего разума, но плохо, если она становится бесстрастным, сухим и холодным "рационалистом-прагматиком". Трудно совместить узкую "благоразумие" с богатством и глубиной эмоциональной жизни, с тем, что обычно называют "душевностью", но настоящая мудрость гармонично сочетается с лучшими душевными качествами, с интенсивными переживаниями. Это особенно касается морально-этических и эстетических чувств.
Наряду и в связи с мышлением и разумом особое место в структуре сознания принадлежит свободы. Воля так же, как и мышление, присущее только человеку, отличает его от животных, и она тоже сформировалась в процессе предметно-практической деятельности и общения между людьми. Воля проявляется как способность сознательно подчинять свои действия и поступки поставленной цели и интересам коллектива, человеческого сообщества, преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия - нежелание, лень, противоборствующие мотивы и побуждения, страх и т.п..
В воле на первый план выступает деятельностная, энергичная сторона сознания, его активность, целеустремленность, которые требуют определенных усилий, сосредоточенности, напряжения. Волевой человек делает не то, что захочется (хотя и это можно иногда себе позволить, если это ничем и никому не вредит), а то, что нужно делать, - с точки зрения разумных рассуждений и моральных требований. Воспитанная воля - это воля разумна, моральный (следовательно, добра, а не зла) и в своих проявлениях - творческая.







