Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

ЭСТЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ

20-09-2023

Следует отметить, что связь эстетики с философией проявлялся не только в тех теоретиков-эстетиков, которые шли к эстетической проблематике, отталкиваясь от собственных философских концепций (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.)., А у тех, кто разрабатывал эстетику в рамках искусствоведческой ориентации (Леонардо да Винчи, Н. Буало, Г. Э. Лессинг и др.)..

Методология эстетических исследований непосредственно связана с решением основного вопроса философии - отношения мышления к бытию, обусловлена ​​спецификой диалектического или метафизического подходов. Именно своеобразие методологических основ определяет своеобразие эстетических концепций.

Проблема взаимодействия эстетики и философии достаточно активно анализируется в течение XX в. Хотя выделение эстетики границ философии началось еще со времен А. Баумгартена, однако окончательного разрыва с философией не произошло до сих пор. Дискуссионным остается и вопрос о целесообразности полного отделения эстетики от философии.

Какие же аргументы используются для обоснования необходимости разрыва теоретических связей между эстетикой и философией? Обратимся к современной французской эстетики, в частности где позиции достаточно влиятельного теоретика М. Дюфренн.

Дюфренн Микеле (р. 1910) - французский эстетик, директор журнала «Ревю дьестетик», автор трудов «Феноменология эстетического опыта» (1953), «Поэтическое» (1963), «интериоризация аьприори. Поиски первоисточников »и др.. Он убежден, что и в истории науки, и в условиях XX в. неоправданно преувеличенное значение философии для развития эстетики. М. Дюфренн пытается обосновать возможности активного взаимосвязи эстетики с социологией, психологией, искусствоведением.

Основным объектом критики Дюфренн становится логос - носитель интеллекта, сила, которая унижает чувственное, «естественное» в человеке. Именно «логоцентризм» преувеличивает значение познания действительности и недооценивает ее переживания. Своеобразным «носителем» переживания есть искусство, которое, в свою очередь, Дюфренн рассматривает как основную эстетики. Провозглашая искусство высшим типом познания, он видит в нем практически единственный способ торможения дегуманизации человека в условиях современного общества. Распространение эстетического опыта, считает Дюфренн, способно вернуть человека в естественное состояние, а это состояние эстетический или поэтический. В таком возвращении заключается «прометеевские» роль мистецтва.Отже, развитие эстетических идей проходил в рамках философии и отражал, по сути, те противоречия, которые были присущи истории философии. Через борьбу различных философских течений, направлений, школ проходил процесс формирования предмета эстетики, ее основных понятий и категорий.

12

Другие статьи по теме:
 Каверна
 Софистика
 «Философия сердца» Григория Сковороды
 Философия - мировоззренческое знание
 Сеттлеретика

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования