Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Зарождение и развитие украинской иконописи

20-08-2023

Несмотря на некоторую, возможно, даже подчеркнутую статику Георгия, в нем чувствуется внутреннее душевное движение. Это достигнуто чуть улавливаемыми приемами асимметрии в конструктивно правильной по рисунку построении лица, в неравномерном распределении на нем света, в смещении румянца щекам. И хотя лицо и руки моделированные тщательно, волос, однако, нарисованное условно: оно изложено кольцами, напоминающими раковины (особенность памятников данного периода).

История этого произведения неизвестна. Учитывая большие размеры иконы и ее значимость, справедливо допустить мысли, что она была святыней одного из крупных Георгиевских соборов. Таких течение 11-12СТ. было построено два: один - в Киеве (он был патрональных храмом Ярослава Мудрого; освящен митрополитом иларионом 1051), второй - в Новгороде (заложен 1119 году князем Всеволодом). Только в интерьерах подобных торжественных зданий можно представить себе это произведение, проникнутое поистине былинной воодушевлением.

Не всегда есть возможность точно установить, кто был автором того или иного произведения - приезжий или местный художник. Ведь уже в 11 в. Русь имела своих знаменитых мастеров, которые пользовались популярностью и уважением. Среди них был и известный художник Алимпий - живописец, работавший в монументальном и станковой живописи. С его именем гипотетическое связывают икону "Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Она - яркий образец монументального стиля начала 12 в.

На золотом фоне изображен величественную фигуру Марии в позе Оранты со Спасом Эммануилом в лоне. Она одета в темно-красный мафорий и темно-зеленую тунику, темпераментные складки которой отмечены золотистым светом, проявляют объем ее осанки. Силуэт Богоматери вместе с мафорием колоколообразной расширяется книзу, медленно распластывается и укладывается на фоне, освещенный прямыми полосками золотого света, как в мозаичной "Оранте" Софии Киевской. Но если последняя, ​​символизируя "нерушимую стену", выглядит при-садкувато, то Мария на иконе привлекает пропорциональной маленькой головкой и еще меньше руками (особенность, присущая фрескам и мозаикам Михайловского Златоверхого собора в Киеве). Мелкие черты лица, чуть скошенные глаза, похожие по рисунку на глаза св. Стефана михайловских мозаик, четко очерченный правильный рот с хмырь верхней губой придают ее нежном лицу очарование, даже несколько светской женственности. Чтобы как можно больше сосредоточиться на образе, художник нарочито облегчает верхнюю часть иконы: в архангелов, расположенных в белых медальонах по углам иконы, ввел белые нимбы, белые зеркала и лоры. Так же, как в киевских мозаиках, гармония белого и золотого дает благородного эффекта колорита, усиленного белой шелухой, окаймляющей ковчег.


Другие статьи по теме:
 Квест темного эльфа
 Затухание творческого потенциала великого мастера
 Поэзия - стихи
 Художественное наследие Леонардо да Винчи, черты его творчества
 Романский стиль

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования