Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Зарождение и развитие украинской иконописи

24-07-2023

В иконописи 15 века. особое место занимают большие иконы "страшных судов". Страшный суд - это многолюдная и многоярусная композиция поучительно эсхатологического типа, очень популярна в средневековом искусстве. В ней отражены квинтэссенцию христианского верования в пбтойбичне жизнь со вторым пришествием Христа - справедливого судьи, а соответственно и верования в воскресение мертвых и разграничение людей на праведников и грешников и отправки их в рай или ад, по делам своим в земной жизни. Ряд икон "страшных судов", родственные Ванивский произведениями. Их объединяет колорит и общая иконографическая схема, по которой в центре композиции изображен змея и нанизать на него мытарства в виде колец, в свою очередь имеет аналогии в новгородской иконописи. Но если эта новгородская редакция в российском иконописи сохранилась вплоть до 19 в. и даже нашла отражение в лубочных графических картинах, то в украинском, начиная с 16в., наблюдаем композицию с "огненной рекой", которая берет начало от византийско-афонской традиции.

Композиция "Страшного суда" с Мшана решена в богатой и яркой цветовой гамме, насыщенная деталями, свидетельствующие об умении художника произведения наполнить каноническую схему непосредственными наблюдениями, почерпнутыми из жизни. Об этом говорит прежде средняя часть композиции, где у каждого мытарства изображен в самых разнообразных позах черные силуэты чертиков, напоминающие дерзких ребят во время забав. Динамичностью поз и темпераментностью движений они вносят оживление в сцены и резко контрастируют с довольно схематично и статически трактованными фигурами праведников. Пожалуй, впервые в аду среди грешников в этом "Страшном суде" с появляется корчемницу - мотив, который позднее в украинских иконах 16в. приобретет характер развернутой сцены с музыкантами и парами, которые кружат в танце, и станет неотъемлемой частью каждой композиции на эту тему. Стоит отметить, что в персонах "Страшного суда" украинские художники в будущем уделять много внимания национальным костюмам. Наряду с тем мастера начнут проявлять обостренный интерес и к социальным акцентов.

Пока не всегда удается четко разграничить произведения живописи конца 15 - начала 16 вв., Как, впрочем, и произведения перемишльского и львовского кругов. Взаимное проникновение определенных (старых и новых, как и отличных) приемов и принципов построения художественного образа несколько нивелирует специфические особенности и стилевые признаки живописи локальных школ, присущие данному отрезку времени. Если иконы "Сошествие во ад" из Поляны, "Страсти" с Трушевичив, "Спас в силах" с Мальнов (ДМУОМ УССР), "Илья" с Кросно тяготеют, по нашему мнению, в перемишльского круга, то иконы "молельные чина" с церкви Честного Креста в Дрогобыче можно отнести к Львове.

Определенное влияние на иконопись оказала также композиция иконостаса, что в настоящее время развилась в сложную декоративно-художественную и идейно-образную целостность. Икона, тематически и стилистически вливаясь в единый ансамбль, так или иначе приобретала черты, созвучных с архитектурными и декоративными элементами, которые облегчали бы сочетание различных по размерам и значимости сюжетов составных частей. Этому помогла строгая иерархия отдельных ярусов - наместного, праздничного, молитвенного и пророческого.

Углубленная заинтересованность человеком, его судьбой, ролью в общественной жизни отразилась как в поэзии, апокрифах, народных песнях и думах, так и в живопису45.

Житийные иконы "Николай", "Параскева Пятница", "Дмитрий", "Архангел Михаил" "Параскева Пятница и Николай", "Борис и Глеб" и на эти времена остаются любимыми и распространяемыми. Древний обычай рисовать вокруг фигуры святого небольшие по размеру сценки из его жизни приобретает другую окраску и направление. Хотя фигура в середники иконы сохраняет черты монументальности и величия, и в житийных сценах уже явно ощутимые влияния народно-поетичнихуявлень и вкусов.


Другие статьи по теме:
 Основные подходы Леонардо да Винчи к познанию
 Затухание творческого потенциала великого мастера
 Леонардо да Винчи "Мона Лиза"
 Поэзия - стихи
 Астрологи

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования