Социальные
и гуманитарные науки
Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.
О сайте
Романский стиль |
03-04-2024 |
Термин "романский стиль" возник относительно не слишком давно - в I-ой половине XIX в., Когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
В XI-XII вв. церковь имела большое влияние на жизнь общества в целом, в т.ч. на духовную жизнь, культуру и государственность, потому она оказалась и главным заказчиком архитектурных сооружений, сейчас рассматриваются как произведения искусства.
В церковных проповедях поднималась тема греховности мира, исполненного зла и соблазнов, подвластного влиянию страшных и загадочных сил. Эта тема способствовала развитию в романском искусстве Западной Европы этического и эстетического идеала, противоположный античному искусству. В связи с тем, что ведущим видом искусства в тот промежуток времени была архитектура, ей отводилась роль того звена, что "влияла" визуально и духовно на верующих. Сюжеты Страшного суда и Конца света, библейские сцены, скульптуры - вот массово присутствовало в оформлении церквей. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте пламенной духовной экспрессии и наружной уродливости.
Романские храмы, по большей части монастырские, обязаны были выглядеть массивно, надежно и прочно, посему строились они из камней, имели простые формы, с преобладанием вертикальных или горизонтальных линий, весьма узкие оконные и дверные проемы и полуциркульные арки. Суровые, тяжелые внешние формы предоставляли романском храма строгого и простого вида. Чтоб "разгрузить" конструкцию храма, архитекторы создали свод в виде крестов. Большое число свободных плоскостей способствовали распространению фундаментальной скульптуры, которая нашла свое место на плоскостях стенки или поверхности капителей и выражалась в форме рельефа.
Фигурные композиции имеют разные масштабы; их габариты зависят от иерархической значимости того, кто изображен: самая крупная фигура Христа, поменьше - ангелов и апостолов, наименьшие - простых смертных. К тому же, фигуры располагаются в определенном соотношении и с архитектурными формами. Изображения в сер. - крупнее, чем те, которые располагаются в углах. На фризах фигуры имеют приземистые формы, на несущих частях - удлиненные. Подобное расположение фигур и их форм является характерной чертой романского стиля.
Здания романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. В Германии в этом стиле построены соборы в городах, размещенных на Рейне. Однако самое большое число памятников XI-XII вв. была построена во Франции. В архитектуре и скульптуре наблюдается многообразие форм и интересное решение конструктивных проблем. В храмах Бургундии были сделаны I-е шаги к изменению устройстве сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. Пьятииефна монастырская церковь в Клюни - наиболее огромной храм из построенных в то время - классический образец подобного типа. Французские архитекторы разрабатывали устройства, увеличивающих объем внутренних комнат, однако при этом обеспечивают прочность сводов. Жертвуя верхним светом, в центральном нефе строители возводили так называемые зальные церкви равной или практически равной высоты, благодаря чему распор центрального свода отчасти компенсировался встречным давлением боковых. Боковые нефы делали даже двухъярусными, что увеличивало их тяжесть, и делало сооружение вместительнее. Чтоб облегчить свод центрального нефа, ему оказывали стрельчатого сечения, вводили подпорные арки, которые принимали основную нагрузку и верхний свод прорезали окнами.
Эпоха возрождения в Западной Европе
Затухание творческого потенциала великого мастера
Линия ума, холм Марса
Рафаэль Санти