Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Нарушения опосредованной памяти

01-06-2017

Работами советских психологов показано, что память является сложной организованной деятельностью, зависит от массы факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.И. Зинченко и др.). . Потому следовало ждать, что психическая патология, изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. В то время как введение манипуляции опосредования улучшает запоминание здоровых людей, то у ряда больных фактор опосредования становится помехой. Этот факт был еще в 1934 г. в первый раз описан Г.В. Биренбаум. Исследуя больных различных нозологических групп при помощи способа пиктограммы, она продемонстрировала, что больные утрачивают возможность запоминания.

Как видно, этот способ, предложенный А. Лурия, заключается в следующем. Испытуемый обязан запомнить 14 слов. Для лучшего запоминания он обязан придумать и зарисовать на бумаге нечто такое, что могло бы в последующем воспроизвести предложенные слова. Никаких записей, пометок буквами делать не разрешается. Испытуемые предупреждены, что качество их рисунка не имеет значения. Точно так же не учитывается время исполнения этой задачи.

Задание по методу пиктограммы может оказаться выполнено 2-мя способами. I из них заключается в том, что изображение представляет собою условное обозначение понятия, заключенного в слове. К примеру, для запоминания слова "развивать" возможно нарисовать любую маленькую или крупную фигуру (квадрат, круг) для слова "сомненье" - вопросительный знак. К такому приему просто прибегнуть, если испытуемые имеют достаточный образовательный уровень. При II-м способе исполнения задания условно изображается понятие, наименее общее в сравнении с заданным, I-е должно служить как бы условным знаком для II-го. К примеру, то же слово "развитие" может оказаться представлено более узким значением, как "развитие промышленности", "умственное развитие", "развитие физическое" и т.д. Изображение любого предмета, связанное с подобным меньше общим понятием (фабрики, книжки, какого-нибудь спортивного снаряда), может играть роль знака, условно обозначающего понятие "развитие".

Так, задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым более конкретным понятием, а это вероятно лишь тогда, когда испытуемый может отвлечься от многообразия определенных значений, которые содержит понятие, обозначаемое заданным словом, когда он может затормозить все частные значения, связанные с ним. Иными словами, исполнение этого задания вероятно при определенном уровне обобщения и отвлечения, позволяет судить о степени обобщенности и содержательности образуемых испытуемых связей.

Чаще всего, здоровые испытуемые даже с неполным средним образованием без труда выполняют задание. Даже в тех ситуациях, когда оно вызывает известную трудность, довольно привести пример того, как его возможно выполнить, чтоб испытуемые верно решили предложенную задачу.


Другие статьи по теме:
 Центр интеллекта
 Психологическое тестирование
 Понимание эмоций и чувств
 Отпразднуем… развод… весело… Или – как пережить развод
 Место психологии в нелинейной объектно-ориентиро¬ванной классификации Б. М. Кедрова

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования