




Социальные
и гуманитарные науки
Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.
О сайте
Леонардо да Винчи "Мона Лиза" |
30-06-2024 |

1503-1506. Дерево. 77 x 53. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи - величайший ученый и живописец эпохи Возрождения, скульптор, инженер и архитектор, гений всех эпох.
Леонардо первым изобрел многие достижения цивилизации, осуществить которые удалось только незадолго до наших дней. Ему принадлежат первые чертежи воздушно-летательного аппарата, движущихся механизмов, сложная система подачи воды и канализации и многое другое.
Великий ученый при жизни говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами, писал левой рукой справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отражении. Леонардо не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки - птица взлетает. По ней его произведения неожиданно обнаруживаются через века.
Помимо многочисленных загадок и ребусов, Леонардо создал гениальный и невероятно загадочный портрет - портрет Джоконды (Моны Лизы). Зрители, глядя на него, по-разному воспринимают ее чувства, и невозможно однозначно охарактеризовать внутреннее состояние изображенной женщины. Непонятным остается то, что кроется за необыкновенной техникой, использованной в портрете - ведь главная загадка в загадочном выражении лицо, в непонятной улыбке ускользает.
Мнения исследователей относительно портрета Джоконды и ее загадочной улыбки расходятся. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной. Биограф Леонардо да Винчи Джорджио Вазари, восхищаясь глубокомысленным содержанием портрета, пишет, что у изображенной Моны Лизы необыкновенное и положительное духовное состояние: "Так как Мона Лиза была очень красивой, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и устраняли меланхолию ".
У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и "сама жизнь не могла быть иной".
А.Л. Волынский - литератор XIX века и исследователь художественной деятельности Леонардо да Винчи - характеризует портрет Моны Лизы совсем иначе. Анализируя работы Леонардо, исследователь склоняется к выводу, что живопись была для этого могучего гения скорее научным экспериментом, нежели самим искусством с его назначением. А.Л. Волынский уверен, что великий художник не стремился придать своим персонажам святость и возвышенную духовность и не преследовал цель затронуть этим душу зрителя.
И в портрете Джоконды, при всей непревзойденной технике изображения человека и эстетической гармонии, отсутствуют душевная теплота, чистая нравственность и высокие устремления, что является главным в произведениях искусства. А загадочную улыбку исследователь искусств охарактеризовал как ядовитую усмешку, вместе с неприятным и насмешливым взглядом узких глаз.







