




Социальные
и гуманитарные науки
Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.
О сайте
Зарождение и развитие украинской иконописи |
24-09-2022 |

Икону как вид живописи вместе со всей ее образной системой искусства Древняя Русь с принятием христианства переняла у Византии. Молодая Древнерусское государство собственно в то время приобщалась к византийской культуры, эстетики, а через нее и к искусству эллинистического мира. Понятно, что благодаря этому древнерусские художники обратились прежде всего к образу человека, которая стала основной темой всей художественной практики тогдашних мастеров. И хотя иконопись исключительно был подчинен потребностям религии, в нем, как и в любом другом виде изобразительного искусства, находим воспроизведение предметного и чувственного мира реального бытия. Идеалистическая эстетика средневековья, полностью зависим от идеологии феодального общества, обусловило возникновение строгих норм творчества. А изображения религиозного сюжета в эту эпоху было подчинено сложившимся образцам, мастер должен заботиться не столько о передаче конкретных впечатлений от натуры, как о создании идеальных образов, воплощение в них определенных душевных эмоций.
Икона как станковый вид живописи имела свою технологию. На Руси иконы рисовали в основном на липовых досках, которые для прочности склеивали из нескольких частей и закрепляли на торцах шпугамы. На лицевой стороне, в углублении (ковчеге) размещали основное изображение, окаймленное полями. Переход от ковчега к полям назывался лузги. На доску наклеивали старую ткань (шелковая), чтобы крепче была связь с гипсовым или меловым грунтом (левкасом), на котором рисовали яичной темперой согласно выгравированной рисунка (графьи), нанесенного предварительно по еще мокрому грунту. Законченную икону покрывали олифой.
Профессиональное мастерство и технологию иконописи, как и ее эстетические устои, древнерусские художники в 10-11 вв. переняли от византийских учителей, которые были приглашены в Киев для отделки огромных сооружений, которые строили во времена князей Владимира и Ярослава Мудрого. В непосредственном общении со своими высокообразованными наставниками восточнославянские мастера приобретали творческого опыта и воспитывались под влиянием их живописного наследия, который оставался на стенах зданий в виде мозаик и фресок
Шедевр византийской живописи икона "Владимирская Богоматерь" конца 11 - начала 12СТ. Неотделима от процесса развития древнерусского искусства. Привезенная около 1136 года в Киев из Константинополя, до 1155 года она находилась в Киевском Вышгороде, затем Андрей Боголюбский взял икону во Владимир на Клязьме , где ее очень уважали. 1395 как святыню ее перенесли в Успенский собор Московского Кремля, затем снова возвращен к Владимиру, а оттуда 1480 уже навсегда перевезено в Москву.
Популярность достопримечательности можно объяснить ее высокими качествами. Перед ней преклонялись в Древней Руси благодаря тому, что она проникнута лирическим чувством. Идея материнства, воплощенная в произведении, была всем понятна и доступна, а интимный, необычайно эмоциональный строй иконы принес ей славу, которую российские самодержцы и духовенство на протяжении многих веков нарочито и не без пользы для себя поддерживали. Эту икону летописные легенды связывали с историческими событиями, и, как ни странно, наименее торжественный и репрезентативный произведение средневековья стал неким символом российской государственности.







