Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте
happy birthday sloth http://www.happybirthdaycake2015.com/sloth-meme.html Here

Место психологии в нелинейной объектно-ориентиро¬ванной классификации Б. М. Кедрова

27-07-2017

Место психологии в нелинейной объектно-ориентированной классификации Б. М. Кедрова. Как показал Б. М. Кедров, переход от линейной схемы науки к нелинейной обусловлен всем ходом развития «целой группы и комплексов отдельных наук» Нелинейная классификация является отражением многоплановости связей между науками, обусловленных главным образом их предметной близостью, но наряду с этим также и методами, целевой установкой научных исследований, организацией, кооперированием и координированием отдельных областей, всем сложным комплексом взаимоотношений между теоретической и практической деятельностью в условиях современного этапа развития науки. С этой точки зрения нелинейная классификация есть высший этап развития предыдущих классификаций, так как включает их как отдельные частные случаи, возможные при различных функциональных подходах. Схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Их взаимоотношения раскрываются на основе ряда общеметодологических принципов. Сюда относятся диалектический принцип субординации или принцип развития более высоких форм из нижестоящих, заменивший принцип координации, основанный на формально-логическом делении понятий. «Точно так же субъективистскому принципу противопоставляется принцип объективности, согласно которому науки должны располагаться в последовательный ряд и связываться между собою не потому, что нам кажется это удобным, а потому, что так связываются между собой сами предметы, изучаемые соответствующими науками» . И, наконец, третий принцип — принцип развития — фактически является ведущим в отношении всех остальных.

В применении к классификации наук принцип развития означает опору прежде всего на взаимосвязи и взаимоотношения, установленные для естественных наук. Этот принцип был выдвинут Ф. Энгельсом в его «Диалектике природы». Энгельс взял за основу деления наук различные виды движения, т. е. изменений вообще. Как правильно комментирует мысль Энгельса Котарбинский, в природе каждому движению соответствует определенный материальный субстрат, виды которого можно расположить в порядке возрастающей сложности строения и с которыми связаны новые формы изменения и «новые качества, появляющиеся словно узлы на линии постепенного нарастания количественных различий» Котарбинский считает далее, что исходным пунктом этой концепции явилось для Энгельса рассмотрение закона сохранения и превращения энергии; обобщение этого закона позволило Энгельсу установить, что «такая же схема развития, согласно диалектическому материализму, имеет силу и в области истории» . Вместе с тем принцип развития говорит о недопустимости резких разрывов между науками и предполагает возникновение многочисленных промежуточных дисциплин.


Другие статьи по теме:
 Какой смысл предаваться переживаниям?
 Шнобель
 Эмоциональный интеллект
 Аутогенная тренировка
 Планирование жизни

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования