Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Наблюдение

16-07-2020

Это общее положение фактически не менялось даже под влиянием более углубленного психологического анализа, отличающего, например, работы Ф. Брентано. В своей книге «Психология с эмпирической точки зрения» (1874), оказавшей значительное влияние на последующее развитие психологической теории, Ф. Брентано различал восприятие и наблюдение, считая, что внешние объекты могут и восприниматься и наблюдаться, но феномены сознания могут только восприниматься. Совершенно ясно, что такая постановка проблемы имела целью не раскрыть сущность наблюдения, а найти новые доводы для обособления психологии от других наук и утвердить специфичность ее предмета через различия самих познавательных актов.

Если передовая философия еще в XIII в. в лице Р. Бэкона была в состоянии наметать некоторые особенности наблюдения как познавательного процесса, то более углубленный его анализ возможен только с позиций диалектического и исторического материализма, провозгласившего активное творческое воздействие человека на окружающий его мир, осуществляемое в конкретной социально обусловленной деятельности.

Способность к наблюдению может быть объяснена только как результат исторического развития. Конечно, у животных в ходе борьбы за существование были выработаны формы поведения, связанные с более- или менее длительным прослеживанием определенных объектов их непосредственного окружения. Однако это прослеживание представляет собой цепь рефлексов, вызываемых лишь узким диапазоном стимулов. Выработка способности к наблюдению была для человека громадным шагом вперед в развитии познавательных возможностей по сравнению с тем периодом, когда он только начинал выделять себя из природы. Осуществление наблюдения представляет активное противопоставление себя, как познающего субъекта, окружающей действительности. Оно предполагает выделение и осо-знание объекта наблюдения, его главных, существенных свойств. Наблюдена предполагает также осознание своих целей и способов их осуществления, а также умения распланировать свои действия в пространстве и времени не только в реальной ситуации, но и в отношении более или менее отдаленного будущего. Наблюдение предполагает наличие уже сформировавшейся структуры памяти, способной отражать последовательность событий в понятиях «раньше», «затем», «начало» и «конец» действия и т. п. . Наблюдение рождается в трудовой (чувственно-предметной) деятельности.


Другие статьи по теме:
 Искренность (мысли знакомой леди)
 "Милые бранятся, только тешатся?".
 Методы психологии и дифференциация психологических понятий
 Психология середины 60-х гг. XX в.
 Только собственный пример может научить ребенка

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования