Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Наблюдение

10-12-2023

Наблюдение как часть процесса познания. Термин «наблюдение» независимо от того, применяется ли он психологами или непсихологами, фактически обозначает два понятия: наблюдение как определенный вид человеческой деятельности и наблюдение как метод психологии. Это элементарное различие понятий, которое должно быть отражено в любом толковом словаре, является в то же время отражением огромного по своей значимости для всей психологической теории факта: психологические понятия, особенно те, которые уходят своими корнями в глубины донаучной психологии, в ходе их анализа предстают в двойном обличии и как отражение человеческой деятельности и как результат применения психологических методов, которые сами выводятся из этой деятельности.

В историко-философском плане понятию «наблюдения», предшествуют отражающие процесс чувственного познания понятия «восприятия» и «созерцания». Домарксистская философия рассматривала «чувственность не как практическую человечески-чувственную деятельность» Чувственность выступала как пассивное созерцание, предполагавшее известное (в принципе как можно более полное) отстояние от мира вещей и событий, как спокойное и ясное видение, завершаемое внутренним процессом непосредственного образования представлений и понятий. В отличие от созерцания наблюдение предполагает уже более активное отношение к действительности, и не случайно уже в XIII в. Роджер Бэкон отчетливо различал пассивное наблюдение (созерцание) от активного, целенаправленного, научного наблюдения. Если домарксистский материализм не мог подняться до правильной постановки проблемы наблюдения в силу своей исторической ограниченности, то для идеалистической философии правильная постановка проблемы наблюдения была принципиально недоступной, так как она утверждает абсолютное различие чувственного и отвлеченного познания, наделяя только это последнее той необходимости, которое делает его истинным. Так, Д. Юм, признавая только взаимообусловленность идей (ассоциаций), презрительно отказывается от изучения «привычки или навыка» — «последнего принципа всех наших опытных заключений» Отсюда и самая проблема направленности сознания, лежащая за пределами познаваемого.


Другие статьи по теме:
 Нарушения опосредованной памяти
 Эмоциональный интеллект
 Глаза женщины
 Вы начинаете искать выход
 Доверие ко второй половинке

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования