Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Философия - мировоззренческое знание

05-12-2019

Поэтому человек начал приписывать природе определенные черты, создавать программы, которые бы предотвратили гнев природы, вызвали ее доброжелательное отношение к себе. В результате возникла мифология.

Мифический тип мировоззрения основывался на олицетворении и оду-шевленни сил природы, приписывании им человеческих черт. Он отражал и закреплял опыт людей первобытного общества. В мифологии не было четкого разграничения человека и среды, природного и сверхъестественного, мыслей и эмоций. Это было недифференцированное, целостное миропонимание. Будучи ориентированной на преодоление фундаментальных противоречий человеческого существования, мифология содействовала гармонизации индивида, общества и природы, объясняла связь между прошлым, настоящим и будущим; формировала коллективные представления социальных сообществ об определенной системе ценностей, норм поведения обеспечивала духовное единство поколений, эмоционально-волевую жизнеспособность людей. В ее недрах зародились элементы морали, религии, философии, искусства, науки.

Религия как тип мировоззрения вырастает из мифологии и сохраняет ее в себе как свой собственный элемент. Основой мифологии и религии есть олицетворения, уподобление внешнего мира человеку, перенесение в него человеческих свойств. Отличие религии от мифологии состоит не в том, что миф признает господство природы над человеком (в мифологическом сознании природа еще не отделена от человека), а религия признает господство Бога. Природа - это реальность, а Бог - продукт человеческого воображения. Реальное господство природы и социальных процессов над людьми, отражаясь в их коллективном сознании, порождает представление о господстве богов и над природой и над человеком. К тому же представления о богах, а тем более о едином Боге, сравнительно позднего происхождения. Религия возникает именно тогда, когда в сознании людей сверхъестественное начинает отделяться от естественного, т.е. когда происходит раздвоение мира на естественный и сверхъестественный (на ранних стадиях эволюции мифологического мировоззрения такого раздвоения еще не было).

Лишь с появлением представлений о богах как сверхъестественных существ, которые имеют признаки личности, - творцов и властителей мира - формируется и система действий, призванных влиять на богов, устанавливать с ними "практические" отношения. На месте первобытных магических культов (а определенной степени переосмысливая их) возникают характерные для религии хвалебные и умилостивительную культы. Об этих последних можно сказать, что религия рекомендует молиться. Молитва - это перенесения на богов (Бога) тех отношений, которые сложились в человеческом обществе после распада первобытнообщинного строя.

Но на смену мифическим, религиозным, расплывчатым представлением должны были прийти сухие и точные понятия, которые могли бы показать, как одно явление возникает из другого, порождает его.

С их появлением в форме натурфилософии появился материализм. Причиной возникновения натурфилософии было то, что естествознание тогда еще не было выделено в отдельную отрасль, природа мысленно не была расчленена. Однако зарождался новый образ мышления, согласно которому философия объясняла то, как одно явление вытекало из другого, одно знание - с другой. Мнение углублялась в суть. Появилось теоретическое мышление.


Другие статьи по теме:
 Привет моралистам!
 Вкусный шашлык
 Неопозитивизм: его сущность и принципы.
 Философские идеи Аврелия Августина
 Софистика

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования