Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Место психологии в системе наук

08-12-2023

Главное здесь — это резкое отделение духовного от естественнонаучного (причинно-следственного) познания и лишение этого последнего права на истинность. Духовные структуры понимаются потому, что в самом «понимании» уже изначально заложена такая возможность. Духовное замкнуто в самом себе, а психология как основа «наук о духе» не нуждается поэтому ни в каком материальном субстрате. Очевидный порочный круг такого рода «доказательства» совершенно не смущает приверженцев «понимающей психологии». Существа дела не меняют и различные попытки компромиссного решения. Так, например, В. Штерн пытался рассматривать человека как носителя «двойной сущности» — «вещи» и «персоны». Первая интерпретировалась им в плане «природном», вторая — в плане «культуры». «Природный» аспект есть изучение какой-либо изолированной части или функции организма; «культурный» — изучение организма в его целостности, в его отношении к окружению, «вещам».

Центральное положение психологии в системе «наук о духе» имеет естественным результатом и психологизацию самой классификации наук; мы кратко остановимся на этом вопросе ввиду некоторых тенденций, наметившихся в последнее время в психологической теории.

Психологизация классификационных схем науки — это вопрос методологии научного исследования, сам по себе имеющий частный характер, но который нередко представляет наиболее простой путь к пониманию ряда философских и психологических концепций. Он привлекает в настоящее время к себе пристальное внимание в связи с «генетической эпистомологией» Ж. Пиаже .

Свое начало психологизация системы наук фактически берет в том же пункте, что и основная для нашего изложения проблема «раскола» психологии — от утвердившегося в XIX в. промежуточного положения психологии между биологическими и социальными науками. Необходимость обосновать характер связи с этими науками имела своим главным результатом психологизацию социологии — «идеализм «вверху», который свойственен всей домарксистской философии и социологии» Характерной в этом отношении явилась система Н. Павловского, стремившегося к обоснованию позитивистских принципов классификации наук Конта. Психология занимала в классификационной схеме Павловского особо важное место. Отмечая исключительную сложность этой науки, он подчеркивал, что «изучение психологии должно быть подчинено изучению всех предшествующих наук» . Возражая Конту, заменявшему психологию биологией, Павловский считал, что между фи-зиологией и психологией существует «логическая зависимость», аналогичная «такому же отношению, как между физикой и математикой» J. В то же время, располагая психологию между биологией и социологией, Павловский считал, что социология должна базироваться исключительно на психологии,— точка зрения, развившаяся несколько позднее Н. Я. Гротом.


Другие статьи по теме:
 РДР онлайн
 С чего начинается личность?
 Рыжие ведьмы
 Чувство вины
 Мужчина - пахарь

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования