Социальные
и гуманитарные науки
Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.
О сайте
Радикальные формы свободомыслия |
17-06-2024 |
Второй значительное произведение К. Гельвеция "О человеке" смог увидеть свет лишь после смерти автора. В нем философ доказывает пагубность религии "для национального блага", выступает против религиозным лургической нетерпимости, защищает свободу совести.
Радикальная критика религии и церкви, которую осу-нили французские материалисты XVIII в., Имела свое продолжение в творчестве немецкого материалиста и атеиста Л. Фейербаха (1804-1872 гг.) Первое выступление Л. Фейербаха на философской арене имел отчетливую атеи-соприкасающаяся направленность. 1830 г. он анонимно издал "Мысли о смерти и бессмертии". В этом произведении он выступает против догм ортодоксального христианства о бессмертии личной души. Официальная философия и теология ответили на это жестоким травлей автора, ему навсегда был закрыт путь в университет-ской кафедры.
1841 Л. Фейербах издает свой выдающийся атеистический произведение "Сущность христианства", в 1845 г. - "Сущность религии". Эти работы Л. Фейербаха, рядом с дру-гими его философскими произведениями, стали теоретической ним вкладом в развитие атеизма. В них Л. Фейербах подошел к научной критики религии с позиций мате-риалистичнои философии.
Своим материалистическим взглядам Л. Фейербах дал антропологическую форму. Психика человека, считал Л. Фейербах, целиком зависит от ее тела, значит, во-просы об отношении сознания к бытию - это пи-ния об отношении души к телу, о ведущей роли тела в жизненных процессах, поэтому философия может быть только антропологической.
Этот же принцип Л. Фейербах применил для разоблачения религии. Все тайны религии он искал в "природе" человека, в его реальной жизни. Благодаря та-кому подхода в любых абстрактных положениях всегда можно найти конкретное содержание.
Фейербах первый дал глубокий психологический и гносеологический анализ религии как искаженной созна-ния, фантастического отражения связи человека с действительностью. Он открыл так называемое религиозное чувство, которое от природы вызывает у человека религиозность. Ре-лигия, говорил он, есть сон человеческого духа, но и во сне люди находятся не на небе, а на земле. Исходя из антропологического материализма, создателем и главным представителем которого он был, Л. Фейербах пришел к выводу, что основой всех религий зависимость человека-от природы: не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию. Он действий-шов понимания гносеологических корней религии, усмотрит-кая в развитии абстрактного мышления возможность отрыва общих понятий от реальных явлений.
Несмотря на применение материализма к фи-философского критики религии и даже на определенную ис-торичнисть в подходе к религии, Л. Фейербах благодаря антропологизма рассматривал религию как за историческую категорию. Он так и не дал конкретного исторического анализа религии. Игнорирование Л. Фейербахом исторически сти религии оказалось в его поисках нравственного ядра в религии, ее функции как средства связей людей в су-общества. Поэтому этическое учение Л. Фейербаха возможность-ло обойти религию. Отрицая существующие религии, особенно христианство, Фейербах выдвинул идею созда-ния новой религии, обожествления человека и человеческих чувств с Принципом "человек человеку - бог", что оставило его на просветительских позициях поп-Редник. Более радикальными во взглядах на религию были современники Л. Фейербаха: Г. Чернышевский (1828-1889 гг), В. Белинский (1811-1848 гг), А. Герцен (1812-1870 гг), Н. Добролюбов (1836-1861 гг.)
Софистика
ЭСТЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ
Философские идеи Аврелия Августина
Привет моралистам!