Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Зарождение и развитие украинской иконописи

21-08-2023

Византийской строгости овеян и образ Христа на лицевой стороне иконы "Спас Нерукотворный" 12СТ. Тоже с Успенского собора Московского Кремля, где были собраны уважаемые и искусные на Руси иконы.

В почти квадратное поле доски произведения вписано круг нимба, в котором с едва заметной асимметрией нарисовано голову Христа. Отведенный в сторону взгляд его глаз выражает стойкость, решительность и твердую волю, усиленно также взлетом резко сломанных бровей. Тонко моделируемое лица с мягкой бородой сочетается в этом произведении с подчеркнутой графичностью рисунка и с характерным для этого круга греко-фильських икон тщательно разработанному волосами помогает плоскостном трактовке головы в целом.

Сюжет "Поклонение кресту" на обороте иконы, вероятно, был создан позже (знаменательно, что в тылу доски отсутствие ней ковчег), он, безусловно, стилистически уже связан с местными локальными школами, возможно, новгородскими.

Торжественно и репрезентативно трактовано сюжет в иконе "Успение" 12-13вв. Из Успенской церкви Десятинного монастыря в Новгороде. В произведении, кажется, соединяются то, что нельзя совместить: смерть и радость бытия. Собственно, трудно найти еще памятник древнерусского живописи , где было бы так конкретизированы тему смерти. Мария, которая покоится на высоком ложе, выглядит не уснувшей, а мертвым. Поэтому сюжетно оправдан плач ней апостолов, изображенных вокруг ложа. И хотя каждый из них переживает горе по-своему, общее настроение скорби усиливает монументальное статика нижней части композиции.

Для Древней Руси было обычным ассоциировать с изображением святых патронов конкретных людей, хотя тогдашним художникам было известно и портретное искусство. Когда на Руси удавалось «присоединить к святым» действующих лиц отечественной истории, то мастера в иконографии пытались утвердить больше реальных признаков их существования. Канонизация русских князей как святых имела исключительно политическое значение, лишний раз доказывала независимость Древнерусского государства от религиозного протектората Византии и утверждала "божественное" происхождение феодальной власти. Показательно в этом отношении возведение в святые мученики князей Бориса и Глеба, братьев Ярослава Мудрого, убитых в междоусобной борьбе , которым следует приписать религиозные подвиги.

Их изображения получили широкого распространения. Иконописцы, вероятно, ориентировались на те портреты, которые, как пишут источники, стояли у входа в мавзолей в Вышгороде под Киевом, где князей был похоронен. Отсюда и тенденция к воссозданию исторических реалий, которую наблюдаем в попытке отразить тогдашний одежду, оружие и т.д..

Старейшей памятником с ярко выраженными историческими акцентами можно считать икону "Борис и Глеб" 12-13 вв. С Вознесенской церкви Савва-Вишерського монастыря близ Новгорода19. Эта икона, несомненно, уже черты местной, и то высококвалифицированной, школы. Хотя произведение это и религиозного назначения (он, конечно, был храмовой иконой какой-то Борисоглебской церкви), в нем ощутимо некоторое светский нюанс. Борис и Глеб представлены в полный рост, в застывших торжественно фронтальных позах. Но документальность, с которой изображены прически, наряды , шапки, мечи, скорее напоминает портреты киевских князей на миниатюрах 11 в. (Трирский псалтырь и Изборник Святослава), чем иконы. Однако характер в некоторой степени темного, почти монохромной живописи вызывает аналогии с отдельными фресковыми изображениями 12СТ.: смуглые лики контрастно отражены темпераментными движками, как на недавно раскрытом картинке неизвестного святого в церкви св.


Другие статьи по теме:
 Самые выдающиеся творения Леонардо да Винчи
 История натюрморта, последовательность выполнения натюрморта. История натюрморта
 Архитектура и изобразительное искусство Галицко-Волынской Руси.
 Художественное наследие Леонардо да Винчи, черты его творчества
 Холм Сатурн-Меркурий

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования