Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Психика как "Внутри-бытия". Человек - поступок - мир.

12-05-2017

Установлении отечественной психологической мысли особую заслугу имеет выдающийся философ и психолог С.Л.Рубинштейн. Он прожил в Ук-раине более 40 лет, переехав в Ленинград только в 1930 г. В ук-раинской период деятельности предметом внимания ученого была творческая осо-тель в ее определенной исторической ситуации. Рубинштейн уделил также вели-ку внимание разработке проблем логики как теории знания, интересовался возрастными осо-ливости мышления, его общей философско-психологической структу-рой. Кроме того, Рубинштейн с жаром отозвался на насущные вопросы общественной жизни, занимался проблемами формирования человека нового, социалистического общества.

В статьях Рубинштейна'' М.М.Ланге "и" Принципы творческой са-модияльности (К философским основам современной педагогики) "особенно вы-разно проходят мысли о типах личностей ученых-создателей: один из них, по классификации Рубинштейна. Не реализует все свои возможности через неви-черпнисть собственного творческого потенциала. Жизненный путь такого ученого полон трагических мотивов. Другой тип раскрывает свои способности еще при жизни и кардинальных сдвигов в научную теорию не вносит.

Рубинштейн развивает ряд идей, касающихся вопросов единства сознания и деятельности, диалектик »объективности знания и творческой са-модияльности субъекта. По его мнению, требование объективности предполагает творческую самодеятельность субъекта, и объективные знания никак не является продуктом па-пассивного отображения мира, а содержат в себе оригинальную позицию видения автора. В названных работах уже содержатся идеи, которые специально будут разра ленные Рубинштейном в его "Основах общей психологии (1940; 1946), пра-местах" Бытие и познание "(1957). "Человек и мир" (1973).

Рубинштейн много сделал для построения советской психологии на мар-ксистських началах. Он шел к марксизму через овладение историей всемирной деятельности и психической культуры в целом, которую в совершенстве знал. Это дало ученому возможность уже в 30-40-х годах сформулировать идею основного логического центра психической системы: действие-поступок, идти прямой дорогой разработки идей психологического детерминизма теории психического, понимаемой не как плоское отражение внешнего мира, а как "внутри-бытия », как имманентное свойство материи.

"Основы психологии" (1935) можно с полным правом считать результатом научной деятельности Рубинштейна в Украине, завершением разработки тех курсов по психологии, которые он читал в учебных заведениях г. Одессы. Рубинштейн категорически выступал против возведения поведения человека к простой совокупности реакций, подчеркивая значение "более или менее осознанных операций или поступков". Действие становится поступком по мере того, как отношение действия действующего субъекта к самому себе и к другим людям как субъектам, именно будучи данным как отношение, поднявшись в план сознания, т.е. превратившись в сознательное отношение, начинает регулир-ти действие. Поступок-действие возникает по мере того, как формируется самосознание. Эта методологическая установка позволила Рубинштейну подойти к построению новой системы советской психологии.


Другие статьи по теме:
 Нарушения мотивационного составляющая памяти
 Большие социальные группы
 РДР онлайн
 Центр интеллекта
 Аутогенная тренировка

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования