Социальные
и гуманитарные науки

Наш ресурс обладает весомой информационной базой, которая поможет абитуриентам сдать экзамен "на отлично " благодаря самоподготовке. Все материалы, которые предоставлены на нашем ресурсе собраны из различных энциклопедий , методичек ИНСТИТУТ-ов и иных образовательных заведений.

О сайте

Психика как "Внутри-бытия". Человек - поступок - мир.

25-09-2023

Рубинштейн неоднократно указывал на бесценную заслугу Потебни в рас-разборке проблемы основных этапов исторического становления и изменения форм мышления - мифологическим, научных ("прозаических") и поэтических. Рубинштейн показал преимущества потебнианськои позиции по сравнению с Гегелевскую: поэтическое мышление не является низкой степенью последнего, а своеобразной и специфической по "прозаического" и собственно "научного" мышления и не менее существенной формой познания. Вклад Потебни в психологическую науку Рубинштейн освещает в двух аспектах - исторического становления психо-логии, а также исторического становления сознания людей.

В исследовании проблем творческой самодеятельности личности Рубинштейн по сути присоединялся к большому потебнианськои школы исследователей психологии творчества, личности. Можно предположить, что свою работу "Принципы творческой самодеятельности (К философским основам современной педа-Гогик)" Рубинштейн с самого начала планировал подать в харьковское не-периодическое издание "Вопросы теории и психологии творчества". К сожалению, это уникальное издание, идейными наставниками которого были А.А.Потебня, О.М.Веселовський, Д.М.Овсялико-Куликнеський, было прекращено в 1923 г. Интерес Рубинштейна к проблемам творчества прямо или косвенно имел свой источник и в психологической наследии Ивана Франко, всего в его труде "Из секретов поэтического мастерства" (1899).

Свое главное теоретическое задание Рубинштейн ставит так: понять специфические особенности психических явлений, не отрывая их от ма-артериального мира. Для правильного решения этого вопроса Рубинштейн соотносит онтологический и гносеологический аспекты психического. Те, кто утверждает, будто психическое является материальным, ограничивается онтологическим планом. Другие погружаются в крайность противоположного характера, настаивая только на идеальности психического. Именно в гносеологическом плане психическое выступает как идеальное, но как деятельность мозга оно раскрывает свои другие качества.

"На выходных членами основного гносеологического отношения является не образ и дело, а познающий субъект, отражает объективную реальность, и объективная ре Реалии, с которой субъект взаимодействует". Именно это второе отношение выступает как фундаментальное, исходное.

Психическую деятельность Рубинштейн считает идеальной, лишь имея в виду познавательную деятельность человека. Результативным выражением этого отношения является образ предмета или явления. Рубинштейн предостерегает, что признан-ния идеальности психического не превращает его в нечто чисто духовное, не выводит его за пределы материального мира, не отделяет идеальное от материального, не противопоставляет друг другу. "Результат любого воздействия на явление или предмет зависит не только от явления или тела, что на него влияет, но и от природы, от своих внутренних свойств того предме-та или явления, которое это влияние справляется. Все в мире взаимосвязь связано и взаимообусловлено ... но это не значит, что все может быть однозначно выведет-но по причинам, которые действуют как внешний толчок отделено от внутренних свойств и взаимосвязи явлений ".


Другие статьи по теме:
 Эмоциональный интеллект
 А что скажут сослуживцы и особенно сослуживки?
 Метта-медитация.
 Место психологии в системе наук
 Причины появления конфликта

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Статистика:

Rambler's Top100 Яндекс цитирования